Диабет онлайн

Атмосфера экзопланеты GJ 1214b .

Атмосфера экзопланеты GJ 1214b переполнена водой.

Новые наблюдения расположенной в созвездии Змееносца экзопланеты или «супер земли» GJ 1214b, удалённой от нас на 40 св. лет, показали, что основным (по массе) компонентом её атмосферы должна быть... вода.

Об открытии GJ 1214b было сообщено в 2009 году: прохождение экзопланеты на фоне карлика GJ 1214 зарегистрировали телескопы массива MEarth. На оборот вокруг звезды у «супер земли» уходит 38 часов; большая полуось её орбиты составляет 0,0143 а. е. (около 2 млн км); радиус экзопланеты GJ 1214b равняется 2,7 земного, а масса — 6,5 земной.

Поскольку при транзите небольшая доля излучения звезды проходит сквозь верхние слои атмосферы экзопланеты, можно получить некоторые сведения о составе газовой оболочки, отмечая зависимость параметров транзита от длины волны. Экзопланета GJ 1214b расположена очень удобно, рядом с Солнечной системой; исследование её атмосферы на «Очень большом телескопе» в интервале длин волн 780–1 000 нм стартовало в 2010-м. Годом позже наблюдения в инфракрасной области спектра выполнил космический телескоп «Спитцер».

Красный карлик и GJ 1214b (иллюстрация David A. Aguilar).

Собранные данные не подтвердили информации о том, что экзопланета GJ 1214b имеет относительно «лёгкую» водородно-гелиевую или водородную атмосферу. Чтобы проверить это и получить более точную оценку средней молекулярной массы атмосферы экзопланеты, авторы рассматриваемой работы наблюдали за «суперземлёй» с помощью камеры WFC3 телескопа «Хаббл». На сей раз астрономов интересовала ближняя инфракрасная область и длины волн от 1,1 до 1,7 мкм.

В итоге было установлено, что вода должна составлять не менее половины от всей массы атмосферы экзопланеты GJ 1214b. Поскольку средняя плотность экзопланеты известна, этот результат можно представить в виде ограничений на модели её внутреннего строения. Скорее всего, в недрах «суперземли» воды тоже много, а сама экзопланета GJ 1214b сформировалась за снеговой линией, затем переместившись на орбиту меньших размеров.

Интересно, что хорошо согласующиеся друг с другом данные «Хаббла», «Спитцера» и «Очень большого телескопа» противоречат результатам недавних наблюдений на Канадско-Франко-Гавайском телескопе. Здесь транзиты экзопланеты рассматривались на длинах волн в ~1,25 и ~2,15 мкм, и самой подходящей была признана модель богатой водородом атмосферы с малой средней молекулярной массой.

Отчёт о «Хаббл»-исследовании экзопланеты GJ 1214b появится в Astrophysical Journal

Подготовлено по материалам Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

источник science.compulenta.ru